Teлeцкoe (Телеское) озеро, Алтын-кёль (Золотое озеро), Теленба, «маленький Байкал» Сибири, — одно из глубочайших озер России, Статус — памятник природы Алтая с 1996 г., внесенный ЮНЕСКО в «Список Всемирного культурного и природного наследия» в 1998 г., самый крупный лимнологический объект Горного Алтая, одно из крупнейших озер Западной Сибири, второе по глубине после Байкала.
В Республике Алтай находится на территории двух районов – Турочакского и Улаганского. Озеро, с прилегающими к нему окрестностями, представляет собою один из величественных и красивых видов Алтая. Лежит в северо-восточной, горно-таежной части Алтая, в глубокой котловине, образовавшейся среди гор и пересекающей горные хребты по направлению с севера на юг.
С юга в него вливаются воды р. Чулышмана, водосборный район которого охватывает почти весь восточный Алтай. Стоком для вод озера служит р. Бия. Эта большая река вытекает из узкого западного конца Телецкого озера.
Общие очертания и конфигурация берегов Телецкого озера очень оригинальны. Своей формой Телецкое озеро напоминает обратную букву «Г», будучи изогнуто под прямым углом на расстоянии 2/5 от своего начала.
Эта форма давало повод местному населению называть озеро «рекой» и пользоваться речной терминологией, считая верхом озера место впадения главного притока Чулышмана, а низом место истока р. Бии, игнорируя тот общеизвестный факт, что уровень воды озера лежит на одной и той же высоте. Поэтому, раньше на озере, постоянно приходилось слышать выражения: «за рекой», «выше», «ниже» и т. д.
Легенды
Можно написать целое исследование о том, сколько существует легенд о Телецком озере. Если говорить о первоисточниках, то, скорее всего, основой для большинства легенд служит версия опубликованная В.И. Вербицким в «Томских губернских ведомостях» в сентябре 1860 года, повторённая значительно позднее Н.М. Ядринцевым и В.В. Сапожниковым .
В.И. Верещагин писал о том, что в Чулышманском Благовещенском монастыре ему привелось слышать вариацию этой легенды: «Один телеут заблудился на охоте. Ему посчастливилось найти самородок золота. Телеут принес его в жертву горному духу, бросив самородок с вершины горы в волны озера. Тогда глаза его открылись. Он нашел дорогу и вышел к Кирсаю (урочище у устья Чулышмана), где местные жители его накормили».
В Кумуртуке происхождение названия «Алтын-Кӧл» Верещагину объясняли иначе: озеро получило свое название от горы Алтын-Ту; эта гора для инородцев была когда-то поистине «золотой»: так много на ней водилось соболей; следовательно прилагательное «золотой» употребляется здесь в смысле «богатый» (т. е. соболями).
В Кумуртуке от толмача Маркитанова, сын псаломщика, алтайца, он слышал еще следующий вариант легенды: 1) кто-то из телеутов, взойдя на гору, нашел там золотую чашу, но взять ее побоялся; 2) Два сойонских кама поспорили, кто из них больше знает. Хотели решить спор дракой. Но один из них,— тот, который не надеялся на свои силы,— улетел на гору. Здесь он встретил двух каких-то сестер. Они сидели, а около них стоял золотой ящик… К сожалению, рассказчик спутался и заявил, что конца легенды припомнить не может.
У алтайцев существовало предание, что некогда Чулышман и Бия составляли одну реку. Читать также Алтайская легенда о Телецком озере, Предание о Телецком озере.